Российская игра «Смута» вышла и оказалась совсем не тем, чего все ждали
«Смуту» с самого начала её анонса ждали многие люди, даже бесконечно далёкие от мира компьютерных игр, поскольку этот проект подавался как «наш ответ Ведьмаку». Геймерам обещали свободный открытый мир, динамичные сражения, ультрасовременную графику и полностью озвученные диалоги, но в атмосфере древней Руси.
По мере разработки ажиотаж лишь усиливался, поскольку к работе привлекли настоящих историков, включая небезызвестного Клима Жукова, чтобы игровой мир был правдоподобным и исторически корректным. Тем не менее, даже несмотря на такую нешуточную маркетинговую кампанию, многие люди остались скептично настроены по отношению к «Смуте»: ещё не зажили раны после выхода провальной The Day Before. Впрочем, это не помешало отметить выход игры с большим размахом, — в Нижнем Новгороде даже устроили настоящий фестиваль в честь запуска проекта.
Накануне релиза разработчики выкатили демо-версию, чтобы все желающие могли убедиться: эта игра существует и она находится в рабочем состоянии. Данный шаг можно назвать спорным, поскольку, разумеется, люди сразу увидели недочёты, которые создатели игры постарались убрать в релизной версии. Кроме того, вскрылась главная беда проекта: его оптимизация.
К сожалению, «Смута» оптимизирована не очень хорошо, и это замечают даже горячие поклонники игры. Причём у одних проект работает нормально, а у других происходит настоящее слайд-шоу, и это мало зависит от железа, на котором запускается игра. С чем именно связана такая ситуация, пока что неясно, однако разработчики обещают, что исправят всё патчами в ближайшее время.
Если же отойти от технических проблем, то в остальном у «Смуты» всё очень даже неплохо. Главное достоинство проекта — его историчность и визуальный ряд. Игра выглядит красиво и вполне достойно для 2024 года, разработчики даже не поленились добавить персонажам дополнительные анимации, которые особенно заметны в больших городах. Древние мегаполисы заполнены народом, который что-то шьёт, куёт и мастерит, тем самым оживляя игровой мир.
Второй момент — историческая составляющая игры. Для кого-то это стало минусом, для кого-то, напротив, плюсом, но чего не отнять у «Смуты» — это того, что над энциклопедическими данными действительно прекрасно поработали. Игра представляет собой настоящую виртуальную библиотеку, где можно не только прочитать исторические факты в местном кодексе, но и услышать интересные подробности о реальных личностях из уст персонажей. А говорят персонажи очень много и они действительно полностью озвучены.
Сам по себе геймплей довольно приятный и чем-то напоминает стареньких «Корсаров», только подкрепляется он не атмосферой карибских морей, а духом русской целины. Конечно, стоит признать, что в плане боевой системы игра звёзд с неба не хватает: здесь всё довольно простенько, — очевидно, что большая часть бюджета ушла именно в проработку исторических данных и графику.
Пожалуй, основная проблема игры помимо её оптимизации — это позиционирование. Изначально «Смуту» подавали как русский Red Dead Redemption, и это оказалось медвежьей услугой, поскольку настроило аудиторию на конкретные игровые механики и буквальное повторение зарубежных лекал.
Именно в этом заключалась ключевая ошибка маркетологов: «Смута» сама по себе ничего не копирует, это самостоятельный проект, который следовало подавать именно как оригинальный продукт. Также не совсем целесообразно было присуждать игре ААА-рейтинг, если учесть, что её бюджет не превышает бюджета средней инди-игры.
Подобные маркетинговые ошибки привели к тому, что игроки ожидали не самобытный отечественный проект, а «что-то прозападное и высокобюджетное, но сделанное в России». Впрочем, у игры даже сейчас, спустя пару часов после релиза, уже есть свои горячие поклонники, которые трезво оценили все нюансы разработки. И если игровая команда подправит шероховатости будущими патчами, «Смуту» вполне можно включать в школьную программу.