Анализ ДНК вскрыл удивительные подробности о помпейских жертвах
- 07 Ноября 20:05
- Вениамин Ветролесов
Как показал новый анализ ДНК, жители обречённых Помпеев обладали уникальной историей и были совсем не теми, кем их считали учёные. Оказалось, что некоторые рассказы об обитателях римского города далеки от истины и основаны на ошибочных современных предположениях о том, как люди жили в прошлом.
После катастрофического извержения Везувия, уничтожившего Помпеи в 79 г. н. э., тела многочисленных жертв оказались заключены в пепел. Хотя это и ужасная смерть, пепел сохранил их в первозданном состоянии, и в течение столетий мягкие ткани умерших медленно разлагались, оставляя полости. Поэтому в 19 веке археологи придумали метод заливки гипса в эти полости, чтобы сделать реалистичные слепки.
С тех пор было сделано свыше 100 таких слепков, сохранивших формы жертв вместе с оставшимися костями. Из фрагментов такого скелетного материала авторы нового исследования смогли извлечь ДНК 14 разных людей, чтобы больше узнать об их происхождении. То, что обнаружили учёные, полностью изменило представление о том, кем были погибшие жертвы Везувия. Так, взрослая женщина с ребёнком на коленях и золотым браслетом на руке долгое время считалась матерью. Однако генетический анализ показал, что на самом деле это взрослый мужчина, биологически никак не связанный с ребёнком.
Ещё одна фигура тоже оказалась чужой этим людям, а другая пара, которая, как считалось, была сёстрами, на самом деле оказалась разнополой. Ранее предполагалось, что эти два человека, которых пепел замуровал в вечных объятиях, были частью семьи из четырёх человек. Но анализ показал, что двое взрослых и двое детей, найденных в доме, были неродственными мужчинами.
Кроме того, генетические тесты выявили, что у жителей Помпеев было разнообразнейшее происхождение, которое связано не только со средиземноморскими, но и североафриканскими еврейскими популяциями. Римский мир был многокультурным, а Средиземноморье объединяло людей и способствовало развитию новой культуры. И последние открытия бросают вызов давним интерпретациям, таким как ассоциация ювелирных изделий с женственностью, — выяснилось, что украшения носили и мужчины.