Новосибирские учёные разработали новую методику лечения глаз

Новосибирский госуниверситет открыл уникальные свойства клеток глаза, которые привели к созданию совершенно новой методики лечения роговицы. Необычное открытие учёные сделали, когда изучили клетки из стромальной части роговицы, полученные во время операции по лазерной коррекции ReLEx SMILE.

Выяснилось, что эти группы клеток можно нарастить, чтобы использовать при заболеваниях роговицы глаза. В случае с тяжёлыми формами болезней необходима трансплантация, однако донорского материала вечно не хватает, и многие люди вынуждены месяцами находиться в листе ожидания. В этом случае клеточные технологии могут спасти зрение многим пациентам, поскольку наработать такой материал можно и без доноров.

Учёным удалось нарастить кератоциты, которые необходимы для лечения глаз.
Учёным удалось нарастить кератоциты, которые необходимы для лечения глаз.© mixyfotos

«Удалось нарастить две популяции клеток — фибробластов и кератоцитов — и оценить инвитро их потенциальный терапевтический эффект. Следующим этапом была создана модель помутнения роговицы на животном глазу. Подопытные организмы мы разделили на четыре группы — одной вводили кератоциты, второй — фибробласты, две были контрольными. Выяснилось, что в моделях с введением клеточной суспензии как кератоцитов, так и фибробластов отчётливо прослеживается тенденция к наиболее быстрому восстановлению прозрачности и толщины роговицы», пояснила врач-офтальмолог Медицинского научного центра НГУ и МНТК Микрохирургия глаза Кристина Краснер.

Впрочем, пока что эти результаты справедливы только в отношении животных, поскольку на людях тесты ещё не проводились. Тем не менее, Краснер подчеркнула, что подобный эффект ожидается и у человека. Сейчас команда ждёт результаты гистологического исследования, чтобы завершить эксперименты и описать глубинные механизмы, которые протекают в межклеточном веществе.