Сибирские учёные открыли уникальные свойства лития в борьбе с раком

Препараты лития уже давно известны в психиатрии как мощное средство против биполярного расстройства, однако учёные из Института цитологии и генетики СО РАН обнаружили новые нейропротекторные свойства этого вещества. Как оказалось, карбонат лития благоприятно воздействует на головной мозг больных раком животных.

Депрессивные состояния часто сопровождают онкологические заболевания, поскольку в процессе развития опухоль продуцирует цитокины, которые влияют на нейроны. Из-за этого у пациента развивается тревожно-депрессивное расстройство, а когнитивные функции организма в целом существенно снижаются. Поэтому открытие сибирских исследователей стало настоящей находкой в борьбе с этим тяжёлым состоянием.

Тесты на животных показали очень позитивный результат.
Тесты на животных показали очень позитивный результат.© Wikipedia

Специалисты уже провели тестирования на лабораторных животных, чтобы подтвердить новые данные. Тесты показали, что у поражённых опухолью животных нарушены процессы аутофагии, которые поддерживают нормальное функционирование клеток. В префронтальной же коре головного мозга снизилась экспрессия нейротрофического фактора BDNF, который жизненно необходим для выживания нейронов.

Введение карбоната лития изменило эту картину, позитивно подействовав на структуру нейронов. У больных животных наладились процессы аутофагии, благодаря чему организм начал успешнее избавляться от повреждённых органелл, а в мозге увеличилось число синапсов. Наконец, в организме возросла концентрация фактора BDNF и интерлейкина-4, обладающего противовоспалительными свойствами.

Лабораторные животные стали подвижнее и менее апатичными, поэтому учёные сделали вывод, что карбонат лития благотворно воздействует на нейроны при опухолевых заболеваниях. Тем не менее, пока что вводить этот препарат в повседневную практику нельзя, поскольку у лития много неприятных побочных эффектов. Поэтому в качестве альтернативы специалисты рассматривают возможность создания лекарства на основе менее токсичного цитрата лития.