18-летняя Мелисса столкнулась с неизведанными ощущениями после кончины своего дедушки. Она не понимала, что должна чувствовать, а большая часть времени ей казалось, что она вообще не испытывает никаких эмоций. Студентка, проживающая в северной части Лондона, никогда прежде не переживала потерю близкого человека и беспокоилась, считая, что её отсутствие чувств является «ненормальным». Не решаясь обсудить это с друзьями и зная о длинных очередях на прием к школьному психологу, Мелисса обратилась к ChatGPT.
«Я спросила у чата, нормально ли ничего не ощущать, или чувства появятся позже», — поделилась она с изданием Metro. «Он ответил, что это в порядке вещей и я не в изоляции со своим состоянием. Я не одна».
Согласно новому отчету, Мелисса относится к той четверти молодёжи, которая ищет поддержку у чат-ботов с искусственным интеллектом в связи с психологическими трудностями. Фонд поддержки молодёжи (YEF) провел опрос среди 11 000 детей в возрасте от 13 до 17 лет. Каждый четвертый подросток указал, что у него диагностировано хотя бы одно психическое расстройство или нарушение нейропсихического развития, например депрессия. Еще 21% самоидентифицировали у себя проблемы, хотя официальных диагнозов у них не было.
В предыдущем году более половины (53%) подростков использовали различные формы онлайн-помощи по вопросам психического здоровья; при этом 25% обратились именно к чат-ботам на базе искусственного интеллекта. Большая часть подростков (53%) с диагностированными психическими расстройствами не получили необходимой поддержки.
«Когда мне нужен совет в 2 часа ночи, ChatGPT оказывается самым удобным вариантом», — признается Мелисса. Для неё Chat — как она называет ChatGPT — стал надёжной опорой в периоды, когда рядом нет ни партнёра, ни друзей. «Если мне нужен совет в 2 часа ночи, проще обратиться к чату, чем будить их», — делится она. «Это снимает неловкость и напряжение, давая уверенность, ведь никаких последствий это не несёт».
Metro ознакомилось с одним из разговоров, в котором чат давал своей «лучшей подруге» краткий анализ ситуации и предлагал утешающую мантру. Мелисса упоминает, что время ожидания сеансов терапии в одной из молодежных благотворительных организаций может составлять месяц. Но Chat всегда доступен для быстрого разговора.
Она также рассказала о случае ссор с подругой, когда она обратилась к чату за помощью:
«Я не знала, что делать, и спросила у Чата, можете ли вы помочь?» — вспоминает она. Чат дал полезный совет, и благодаря этому они остались друзьями.
Сторонники считают, что генеративный искусственный интеллект имеет потенциал для анализа бесед между терапевтами и пациентами, обучая их аналогичным реакциям. Надежда заключается в использовании таких ботов для оказания поддержки в местах с ограниченным доступом к медицинским услугам, как, например, сельские районы.
Однако критики предостерегают, что нерегулируемые инструменты искусственного интеллекта могут усугубить проблемы с психическим здоровьем и вызвать тревогу. Доктор Майкл Свифт, представитель Британского психологического общества, не был удивлен итогами исследования YEF. Возможно, поколение Z выросло с технологиями, но они всё ещё остаются подростками.
«Подростки чувствительны к критике, неприятию и авторитету, а искусственный интеллект представляет собой спокойного и безгранично терпеливого слушателя, который никогда не будет проявлять скуку или раздражение», — говорит доктор Свифт в интервью Metro.
Свифт также выразил сомнения по поводу того, что чат-боты, доступные всем пользователям и созданные преимущественно в стартапах или крупных компаниях в технологии, могут адекватно решать личные проблемы, наравне с квалифицированными специалистами.
«Хотя это не делает искусственный интеллект терапией в полном смысле, это даёт психологически привлекательную возможность начать терапию», — отметил он. «Подобно дневникам, онлайн-форумам или колонкам советов для предыдущих поколений, но с более интерактивной составляющей».
Доктора беспокоит не перспектива того, что пациенты могут оказаться на диванах у роботов-терапевтов, а тот факт, что подростки будут искать помощь в одиночку.
«Настоящее поколение — самое непонятое из всех, что мы когда-либо видели». Ханна Джонс, исследовательница насилия среди молодежи и психического здоровья, рассказала изданию Metro, что она ежедневно сталкивается с этим у молодых людей, которым оказывает помощь.
«Нынешнее поколение сталкивается с недопониманием, потому что мир, в котором они взрослеют, кардинально отличается», — утверждает она. «Они выросли в эпоху интернета, пережили пандемию COVID-19, научились строить связи онлайн, но теперь испытывают трудности в развитии личных отношений».
Социальные медиа, тревожность по поводу климатических изменений и насилие среди молодежи — лишь некоторые из вызовов, с которыми сталкиваются сегодня молодые люди. Однако, согласно данным YEF, те из молодежи, кто пережили серьёзное насилие, значительно чаще ищут именно такую помощь, будь то жертвы или виновники.
«Это связано с тем, что они часто принадлежат к группам, полностью утратившим доверие к системам, которые их неоднократно подводили», — объясняет Джонс. «Им неоднократно утверждали, что их не поддержат, а накажут, или что они не принадлежат к тем, кому обычно помогают». Так что, разумеется, они идут туда, где их услышат и не осудят.
Мелисса тоже пришла к этому выводу. Недавно она предложила своему партнеру использовать чат-бот для получения советов в её отсутствие, при этом для друзей ей не нужно это делать.
«Если бы я выстроила своих друзей в ряд и сказала им открыть телефоны, я уверена, что у каждого из них был бы ChatGPT», — делится она.

