Как оказалось, шимпанзе тоже заботятся о репутации и своей аудитории
- 09 Ноября 08:42
- Вениамин Ветролесов
От комиков до певцов, некоторые люди обожают выступать перед толпой, — и, как оказалось, этот феномен можно проследить до наших древних предков. Исследователи обнаружили, что на производительность шимпанзе при выполнении задач на компьютере влияет толпа людей, которая наблюдает за обезьяной. Причём этот «эффект аудитории» предшествует развитию человеческих обществ, поскольку включает такой чисто человеческий аспект, как репутация.
Специалисты из японского университета Киото проанализировали тысячи сеансов, записанных за шесть лет, где шимпанзе выполняли задание на сенсорном экране. И результаты показали, что обезьяны наслаждаются обществом, ежедневно участвуя в различных экспериментах, где у них есть своя аудитория. И чем выше было число наблюдающих, тем лучше шимпанзе справлялись с задачами. Однако при выполнении самой лёгкой задачи шимпанзе справлялись хуже, если за ними вообще никто не наблюдал.
Остаётся неясным, какие конкретно механизмы лежат в основе эффектов, связанных с аудиторией, однако люди обращают внимание на тех, кто за ними наблюдает, иногда даже подсознательно. Такое давление зрителей может оказывать как положительные, так и отрицательные эффекты на производительность человека, и шимпанзе не исключение. Возможно, люди являются фактором стресса, который мотивирует обезьян выполнять задания лучше, и этот эффект развился в нашей общей родословной ещё до появления нормативного общества.
Эти результаты показывают, что то, насколько люди заботятся о свидетелях и зрителях, не специфично для нашего вида. Наши общества в значительной мере основаны на репутации, и если шимпанзе тоже уделяют особое внимание своей аудитории, это означает, что для обоих наших видов данная динамика проявляется в естественном социальном контексте. Впрочем, делать веские преждевременные выводы на основе экспериментов с животными тоже не стоит.