Российские учёные открыли антираковые свойства морских лилий

Команда из Тихоокеанского института биоорганической химии имени Елякова открыла необычные свойства морских лилий или криноидей — морских беспозвоночных, которые отличаются яркой окраской и телом в виде чашечки. Как оказалось, из тел морских лилий можно выделить соединения, которые обладают противовирусными, противовоспалительными и даже противоопухолевыми свойствами.

Морские лилии обладают защитным эндоскелетом, который пропитан веществами хиноидной природы — именно эти природные пигменты придают беспозвоночным такую яркую защитную окраску. И эти же хиноны отличаются противораковыми свойствами, что уже было раньше обнаружено у грибов, однако не у морских лилий.

Конкретные морские лилии собрали в Южно-Китайском море, а затем заморозили для доставки в Россию.© iStock

Учёные открыли эти удивительные свойства беспозвоночных, выделив из криноидеи Phanogenia gracilis три новых димерных соединения, которые исследователи назвали фанограцилинами A–C. Оказалось, что молекулы этих веществ обладают заметной оптической активностью, а также другими интересными и весьма полезными свойствами.

Так, эти соединения подавляли рост дрожжеподобных грибов C. albicans и микробов S. aureus, мешая образованию их биоплёнок. Кроме того, данные вещества проявили и высокую антиоксидантную активность, повысив выживаемость нервных клеток благодаря токсину ротенону. Впрочем, конкретные морские лилии собрали в Южно-Китайском море, однако их родственники из других морей могут показать ещё более широкий спектр полезных свойств.