Археологи приготовили птиц как неандертальцы и выяснили много нового

Археологи решили приготовить диких птиц, используя только огонь, каменные орудия и собственные руки, чтобы больше узнать о кулинарных способностях неандертальцев. Эти доисторические люди населяли Европу и Азию примерно 40 000 лет назад, и многие очаги неандертальцев были обнаружены повсеместно, причём охотились они не только на мелкую дичь, но и на слонов и даже львов.

Нашим древним родственникам нужна была развитая мелкая моторика рук и хорошее обращение с инструментами, чтобы зарезать животных кремневыми лезвиями, не поранив при этом себя. Чтобы понять, как жили эти люди, учёные выбрали пять птиц, которые умерли в португальском центре реабилитации: ими оказались две вороны, лесной голубь вяхирь и две кольчатых горлицы. После этого исследователи вооружились кремневыми отщепами, которые в точности повторяли инструменты неандертальцев.

На кремневом отщепе после разделки птиц остались характерные зазубрины.
На кремневом отщепе после разделки птиц остались характерные зазубрины.© Marina Igreja

Все пять птиц были ощипаны вручную, после чего ворону и голубя разделали в сыром виде, а остальных трёх птиц запекли на углях. Приготовленную дичь можно было легко разделить без каменных орудий, однако сырая пища потребовала значительных усилий и хорошие навыки обращения с кремневыми лезвиями. Ножи палеолита были очень острыми, поэтому неандертальцы ежедневно подвергались риску серьёзно порезаться при готовке.

Экспериментальное исследование показало, что сырая птица, которую сравнили с найденной на стоянке неандертальцев, имеет характерные порезы вокруг сухожилий и суставов, в то время как жареная птица обладает повышенной хрупкостью. Это исследование подчёркивает когнитивные способности неандертальцев, поскольку они не только могли ловить мелких и быстрых животных. но и додумались готовить пищу на костре. Благодаря этому древние люди избавились от необходимости разделывать тушки, поскольку приготовленную птицу можно было просто рвать на части точно так же, как мы это делаем с курицей гриль.