Новое исследование показало, что мозг пессимистов работает совершенно иначе, чем мозг оптимистов. Те, кто смотрят на жизнь через призму позитива, как правило, носят розовые очки, в то время как пессимисты более оригинальны и креативны в своём негативном взгляде на жизнь. И это причина того, почему пессимизм живёт и процветает, невзирая на свои эволюционные недостатки.
Это выяснила команда под руководством Янагисавы Куниаки из японского Университета Кобе, которая объединила разные подходы, используемые в психологии и нейробиологии, предложив 87 женатым людям представить себе конкретные события, лёжа в аппарате функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). ФМРТ выявила нейроны, активируемые в ходе упражнения, и показала, что изображения медиальной префронтальной коры разных оптимистов были удивительно схожи.

Иными словами, паттерны мозговой активности показали, что оптимисты буквально мыслят одинаково. В то же время, мозг пессимистов создавал совершенно разные карты. Это означает, что более оптимистичные люди чётко различают хорошее и плохое будущее, не предполагая позитивной интерпретации негативных событий. Вместо этого оптимисты воспринимают негативные сценарии более абстрактно, смягчая эмоциональное воздействие таких событий.
Однако это поднимает вопрос, заложен ли этот общий механизм у других видов или же он формируется благодаря опыту. Любой образ мышления может быть разрушительным, если довести его до крайности, но многие предыдущие исследования выявили преимущества оптимизма, такие как улучшение здоровья и снижение ранней смертности.
Однако и пессимисты тоже важны. Одно из возможных эволюционных объяснений этой картины заключается в том, что люди — социальные животные, и племя будет чувствовать себя лучше, если оно обладает сочетанием разных характеристик. Любая древняя человеческая популяция, состоящая исключительно из оптимистов, вероятно, погибла бы, не подготовившись к плохим временам. А индивидуализм, присущий пессимистам, способствует более разнообразным подходам к решению проблем.

