Выяснилось, что кишечные бактерии влияют на психическое здоровье

Оказалось, незаменимые участники микробного сообщества кишечника лактобациллы (Lactobacillus), которые обитают в таких продуктах, как йогурт, оливки и закваски, влияют на уровень стресса и психическое здоровье. Ранние попытки манипулировать кишечными микробами при помощи пробиотиков дали неоднозначные результаты, поскольку микробиом очень сложен и включает около 39 триллионов микроорганизмов. Поэтому исследователи из американского Университета Вирджинии использовали иной метод.

Учёные подвергли подопытных мышей воздействию двух лёгких стрессоров, что повторялось каждый день в течение трёх недель, нарушая их микробиом и снижая уровень лактобацилл. Чтобы определить, является ли нарушенный микробиом маркером, способствующим тревожному и депрессивному поведению, исследователи перенесли здоровым мышам микробиоту от зверьков, подвергшихся стрессу. Оказалось, поведение передалось вместе с микробиотой.

Снижение количества лактобацилл запускает иммунный ответ, который может вызвать депрессию и тревогу.© Depositphotos

Чтобы понять, как это произошло, команда изучила сыворотку мышей, получивших стрессовый микробиом. У зверьков оказался снижен гамма-интерферон, важнейший цитокин, который связан с адаптивным иммунитетом. После этого исследователи изучили мозг подопытных мышей и выяснили, что у зверьков с удалёнными лактобациллами наблюдалась повышенная активация нейронов в областях мозга, связанных со страхом и тревогой. Иными словами, мыши без лактобацилл оказались более восприимчивы к стрессу окружающей среды.

Это открытие однозначно доказывает, что лактобактерии полезны при расстройствах настроения и теряются после психологического стресса. Данная информация позволит авторам исследования разработать новые пробиотики, которые не только поддерживают здоровую микрофлору кишечника, но и улучшают психическое состояние пациента. В свою очередь, это приведёт к созданию новых методов лечения депрессии и тревоги.

+-1