Извлечение информации разными способами — самый эффективный способ обучения

- 27 Января 18:20
- Станислав Тимонов
Ученые из Университета SWPS (Польша) исследовали возможность повышения эффективности обучения и обнаружили, что этот процесс можно улучшить с помощью так называемого переменного подхода, который предполагает изучение материала в разных контекстах, с применением различных методик и точек зрения. Важно также варьировать способы извлечения информации, используя разные сигналы для поиска правильного ответа, а не полагаясь на один и тот же стимул.
Исследователи провели серию экспериментов, в которых испытуемые запоминали иностранные (финские) слова, встроенные в фразы на родном языке, например: «Папа подметает lattia» (финское слово, обозначающее «пол»). В ходе исследования одни участники сталкивались с одинаковыми предложениями («Папа подметает lattia» повторялось пять раз), тогда как другим демонстрировали фразы в различных контекстах: «Папа подметает lattia», «Собака лежит на lattia», «Ребенок играет на lattia», «На lattia лежит ковер», «Кот скользит по lattia».
Эксперимент показал, что изучение слов в разных контекстах повышает качество запоминания по сравнению с повторением одного и того же предложения. Этот эффект сохранялся как сразу после обучения, так и спустя сутки. Примечательно, что участники были уверены в большей эффективности однотипного повторения, хотя фактические результаты тестов доказали обратное. Этот феномен называется метакогнитивной иллюзией — ложным убеждением в действенности привычных, но неэффективных методов обучения.
Идея изучения материала с разных сторон давно признана важной для долговременного запоминания. Этот метод можно сравнить с прокладкой множества маршрутов, которые помогают вспомнить информацию в нужный момент. Чем больше таких «тропинок» создается, тем выше вероятность успешного воспроизведения знаний, особенно если оно требует специфического подхода.
«Такой разнообразный способ изучения информации, при котором материал рассматривается с нескольких ракурсов, требует больше усилий, чем механическое повторение, но именно это способствует его глубокому усвоению. Можно сказать, что определенная сложность учебного процесса приносит пользу», — отмечает Ева Бутовска-Бучиньска, ведущий автор исследования.
Чтобы изучаемая информация была действительно полезной и могла быть применена в разных ситуациях, специалисты советуют придерживаться нескольких принципов — регулярно извлекать информацию из памяти, а не перечитывать, растягивать учебные занятия во времени и использовать разные способы запоминания, а не полагаться на единственный метод.
Ранее ученые из Университета Торонто установили, что дети усваивают новую информацию, даже не сосредотачиваясь на обучении.