Международное исследование с участием буддийских монахов опровергает миф о медитации как о состоянии «пустого сознания». На самом деле это фаза повышенной мозговой активности, в ходе которой происходят глубокие изменения в работе нейронных сетей, приближающие мозг к оптимальному, гибкому и эффективному состоянию.
Ученые из Университета Монреаля (Канада) и Университета Габриэле д’Аннунцио (Италия) с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ) изучили активность мозга двенадцати монахов, чей совокупный опыт медитации превышал 15 тысяч часов.
Исследователи сосредоточились на двух основных техниках:
- Шаматха — концентрация внимания на одном объекте (например, дыхании).
- Випассана — открытое, безоценочное наблюдение за всеми возникающими ощущениями и мыслями.
«Шаматху можно сравнить с лучом фонаря, который сужают для концентрации на одной точке. Випассана, напротив, подобна расширению этого луча для охвата всего поля восприятия», — поясняет профессор Карим Джерби, руководитель исследовательской группы.
Оказалось, что обе практики значимо меняют нейродинамику, приближая мозг к состоянию оптимального баланса между стабильностью и гибкостью. В этой точке мозг сохраняет упорядоченность для надежной работы, но остается достаточно пластичным для быстрой адаптации. Техника Випассаны сдвигает мозг ближе к этой «золотой середине», в то время как Шаматха создает более сфокусированное и стабильное состояние.
Это открытие помогает понять, почему медитация может быть эффективным инструментом в терапии тревоги и депрессии. Повышенная нейропластичность и тренировка управления вниманием помогают снизить навязчивую цикличность мыслей (руминацию) и улучшить эмоциональную саморегуляцию.
«Поскольку медитация представляет собой активное состояние, вовлекающее внимание, она воздействует на множество аспектов мозговой деятельности, что в итоге приводит к улучшению самочувствия и снижению уровня стресса», — отмечает профессор Джерби.
Ранее ученые Ritsumeikan University выявили лучшие позы для медитации для людей с СДВГ.

