Согласно данным исследования ученых из Исследовательского института Ротмана (Канада), длительные занятия музыкой могут улучшить работу мозга в пожилом возрасте и замедлить возрастное ухудшение умственных способностей, в том числе и восприятия речи.
Для изучения этого вопроса ученые применили функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), чтобы исследовать мозговую активность у 25 пожилых музыкантов, 25 пожилых людей, которые не занимались музыкой, и 24 молодых людей, не занимающихся музыкой. Участникам предлагалось распознавать слоги, заглушенные шумом.
Анализ сосредоточился на реакциях в слуховом дорсальном потоке, включающем слуховые, нижние теменные, дорсальные фронтальные моторные и фронтальные моторные области, которые обеспечивают преобразование звука в действие и сенсомоторную интеграцию при обработке речи.
Результаты эксперимента показали, что у пожилых музыкантов наблюдалось меньшее возрастное снижение способности воспринимать речь в шуме по сравнению с людьми того же возраста, которые не занимались музыкой. У пожилых немузыкантов отмечалось типичное возрастное усиление функциональной связности в слуховых дорсальных потоках обоих полушарий.
В отличие от них, у пожилых музыкантов паттерн связности в этих областях был схож с таковым у молодых немузыкантов, причем сила связности в правом дорсальном потоке коррелировала с восприятием речи в шумной среде. Кроме того, у пожилых музыкантов пространственный паттерн функциональной связности во время выполнения задания был ближе к молодежному, тогда как у пожилых немузыкантов он стабильно отличался от такового у молодых.
Эти данные поддерживают гипотезу, согласно которой когнитивный резерв, сформированный музыкальным обучением, способствует сохранению более молодежного паттерна связности, обеспечивая лучшие когнитивные способности в пожилом возрасте.
Ранее ученые из Университета Юты выяснили, что прогулки на природе улучшают внимание.

