Младенцы начинают различать звуки разных языков уже в четыре месяца

- 30 Января 22:30
- Станислав Тимонов
Младенцы — настоящие маленькие детективы, постоянно собирающие фрагменты информации о мире вокруг. Если вам когда-либо приходилось замечать, как малыш смотрит на вас, когда вы говорите, это происходит потому, что он не только воспринимает звуки, но и изучает их.
Недавнее исследование ученых из Университета Западного Сиднея (Австралия) подтвердило, что этот удивительный процесс начинается уже в четыре месяца, что опровергает устоявшееся мнение о том, что дети осваивают звуковые паттерны только после того, как начинают воспринимать родной язык между 6 и 12 месяцами.
Исследователи провели эксперимент с участием 34 младенцев в возрасте от четырех до шести месяцев, чьи родители дали согласие на участие. Они создали игру «сопоставь с образом» с двумя вымышленными мини-языками.
Один из языков использовал звуки, при которых задействованы губы, такие как «b» и «v», а другой — звуки, при которых участвует кончик языка, как «d» и «z». Каждое слово, вроде «bivawo» или «dizalo», сопровождалось картинкой — медузой для губных звуков и крабом для языковых звуков. Запись слова воспроизводилась одновременно с показом соответствующего изображения.
После того как малыши выучили эти мини-языки и их соответствующие изображения, ученые изменили условия. Теперь дети не слышали слов, а смотрели немые видео с лицом человека, который произносил новые слова на тех же мини-языках.
В некоторых видео лицо совпадало с изображением, которое дети уже выучили, а в других — нет. Исследователи отслеживали, сколько времени малыши смотрели на каждое видео. Младенцы, как правило, дольше смотрят на то, что их удивляет или интересует, и быстрее отвлекаются от знакомого, что помогает понять, как они воспринимают и распознают увиденное.
Результаты эксперимента показали, что дети смотрели значительно дольше на те видео, где лицо совпадало с тем, что они изучали. Это подтверждает, что они не просто воспринимали звуки на слух, но и активно изучали правила мини-языков и связывали эти знания с тем, что они видели.
Говоря проще, это означает, что младенцы в возрасте четырех месяцев способны связывать звуки с визуальными образами. Эта способность находить закономерности в образовании звуков лежит в основе дальнейшего освоения языка и показывает, что мозг ребенка уже закладывает фундамент для произнесения первых слов.
Данное открытие меняет представление о том, как дети осваивают язык на ранних этапах, а также подтверждает, что малыши начинают осознавать звуковые паттерны уже в четыре месяца. Эти выводы открывают новые возможности для помощи детям, которые сталкиваются с трудностями в обучении речи.
Ранее ученые выяснили, что дети усваивают новую информацию, даже не сосредотачиваясь на обучении.